0e533d5b

Горький Максим - О Том, Как Я Учился Писать



А.М.Горький
О том, как я учился писать
Товарищи!
Во всех городах, где удалось мне побеседовать с вами, многие из вас
спрашивали устно и записками: как я научился писать? Спрашивали меня об
этом письмами со всех концов СССР рабселькоры, военкоры и вообще начинающая
литературную работу молодежь. Многие предлагали мне "написать книгу о том,
как иадо сочинять художественные рассказы", "выработать теорию литературы",
"издать учебник литературы". Такой учебник я не могу, не сумею сделать, да
к тому же такие учебники - хотя и не очень хорошие, но все-таки полезные -
уже есть.
Необходимо для начинающих писать знание истории литературы, для этого
полезна книга В. Келтуяла "История литературы", изданная Госиздатом; в ней
хорошо изображен процесс развития устного - "народного" - творчества и
письменного - "литературного". В каждом деле нужно знать историю его
развития. Если бы рабочие каждой отрасли производства, а еще лучше - каждой
фабрики, знали, как она возникла, как постепенно развивалась,
совершенствовала производство,- рабочие работали бы лучше, чем они
работают, с более глубоким пониманием культурно-исторического значения их
труда, с большим увлечением.
Нужно знать также историю иностранной литературы, потому что
литературное творчество, в существе своем, одинаково во всех странах, у
всех народов. Тут дело не только в формальной, внешней связи, не в том, что
Пушкин дал Гоголю тему книги "Мертвые души", а сам Пушкин взял эту тему,
вероятно, у английского писателя Стерна, из книги "Сентиментальное
путешествие"; не важно и тематическое единство "Мертвых душ" с "Записками
Пиквикского клуба" Диккенса,- важно убедиться в том, что издавна, всюду
плелась и всюду плетется сеть "для уловления человеческой души", что
всегда, всюду были, везде есть люди, которые ставили и ставят целью работы
своей освободить человека от суеверий, предрассудков, предубеждений. Важно
знать, что всюду хотели и хотят успокоить человека в приятных ему пустяках
и везде, всегда были и есть мятежники, которые стремились, стремятся
поднять бунт против грязной и подлой действительности. И очень важно знать,
что, в конце концов, мятежники, указывая людям путь вперед, толкая их на
этот путь, все-таки преодолевают работу проповедников успокоения и
примирения с мерзостями действительности, созданной классовым государством,
буржуазным обществом, которое заразило и заражает трудовой народ подлейшими
пороками жадности, зависти, лени, отвращения к труду.
История человеческого труда и творчества гораздо интереснее и
значительнее истории человека,- человек умирает, не прожив и сотни лет, а
дело его живет века. Сказочные успехи науки, быстрота ее роста объясняются
именно тем, что ученый знает историю развития своей специальности. Между
наукой и художественной литературой есть много общего: и там и тут основную
роль играют наблюдение, сравнение, изучение; художнику, так же как ученому,
необходимо обладать воображением и догадкой - "интуицией".
Воображение, догадка дополняют недостающие, еще не найденные звенья в
цепи фактов, позволяя ученому создавать "гипотезы" и теории, направляющие
более или менее безошибочно и успешно поиски разума, который изучает силы и
явления природы и, постепенно подчиняя их разуму и воле человека, создает
культуру, которая есть наша, нашей волей, нашим разумом творимая "вторая
природа".
Это всего лучше подтверждается двумя фактами: знаменитый химик Дмитрий
Менделеев создал на основании изучения всем известных эл



Назад