0e533d5b     

Горький Максим - Разрушение Личности



А.М.Горький
Разрушение личности
Народ - не только сила, создающая все материальные ценности, он -
единственный и неиссякаемый источник ценностей духовных, первый по времени,
красоте и гениальности творчества философ и поэт, создавший все великие
поэмы, все трагедии земли и величайшую из них - историю всемирной культуры.
Во дни своего детства, руководимый инстинктом самосохранения, голыми
руками борясь с природой, в страхе, удивлении и восторге пред нею, он
творит религию, которая была его поэзией и заключала в себе всю сумму его
знаний о силах природы, весь опыт, полученный им в столкновениях с
враждебными энергиями вне его. Первые победы над природой вызвали в нём
ощущение своей устойчивости, гордости собою, желание новых побед и побудили
к созданию героического эпоса, который стал вместилищем знаний народа о
себе и требований к себе самому. Затем миф и эпос сливались воедино, ибо
народ, создавая эпическую личность, наделял её всей мощью коллективной
психики и ставил против богов или рядом с ними.
В мифе и эпосе, как и в языке, главном деятеле эпохи, определённо
сказывается коллективное творчество всего народа, а не личное мышление
одного человека. "Язык, - говорит Ф.Буслаев, - был существенной составной
частью той нераздельной деятельности, в котором каждое лицо хотя и
принимает живое участие, но не выступает ещё из сплочённой массы целого
народа".
Что образование и построение языка - процесс коллективный, это
неопровержимо установлено и лингвистикой и историей культуры. Только
гигантской силой коллектива возможно объяснить непревзойдённую и по сей
день глубокую красоту мифа и эпоса, основанную на совершенной гармонии идеи
с формой. Гармония эта, в свою очередь, вызвана к жизни целостностью
коллективного мышления, в процессе коего внешняя форма была существенной
частью эпической мысли, слово всегда являлось символом, то есть речение
возбуждало в фантазии народа ряд живых образов и представлений, в которые
он облекал свои понятия. Примером первобытного сочетания впечатлений
является крылатый образ ветра: невидимое движение воздуха олицетворено
видимою быстротой полёта птицы; далее легко было сказать: "Реють стрели яко
птицы". Ветер у славян - стри, бог ветра - Стрибог, от этого корня стрела,
стрежень (главное и наиболее быстрое течение реки) и все слова, означающие
движение: встреча, струг, сринуть, рыскать и т.д. Только при условии
сплошного мышления всего народа возможно создать столь широкие обобщения,
гениальные символы, каковы Прометей, Сатана, Геракл, Святогор, Илья, Микула
и сотни других гигантских обобщений жизненного опыта народа. Мощь
коллективного творчества всего ярче доказывается тем, что на протяжении
сотен веков индивидуальное творчество не создало ничего равного "Илиаде"
или "Калевале" и что индивидуальный гений не дал ни одного обобщения, в
корне коего не лежало бы народное творчество, ни одного мирового типа,
который не существовал бы ранее в народных сказках и легендах.
Мы ещё не имеем достаточного количества данных для суждения о
творческой работе коллектива - о технике создания героя, но, мне кажется,
объединяя наши знания по вопросу, дополняя их догадками, мы уже можем,
приблизительно, очертить этот процесс.
Возьмём род в его непрерывной борьбе за жизнь. Небольшая группа людей,
окружённая отовсюду непонятными и часто враждебными явлениями природы,
живёт тесно, в постоянном общении друг с другом; внутренняя жизнь каждого
её члена открыта наблюдениям всех, его ощуще



Содержание раздела